Его отец Сергий (Ибн-Серджун) служил при дворе калифа в Дамаске в звании "великого догофета", т.е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря). Впоследствии его сменил сам Иоанн. По преданию он учился вместе с Косьмой (впосл. Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Около 736 года принял пострижение в монастыре св. Саввы близ Иерусалима. Известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение Православной Веры») разделы. В период иконоборчества выступал в защиту почитания икон, автор «Трех защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «служение», подобающее только Богу, и «поклонение», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 г. четырежды (!) подверг анафеме Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения. Церковное предание приписывает Иоанну ряд канонов, изменивших ход утрени, составление «Октоиха» и множество тропарей, кондаков и стихир, посвященных различным святым и праздничным событиям. С именем Иоанна связывают один из типов икон Богородицы и известнейшее Богородичное песнопение «О Тебе радуется…». По преданию, Иоанна ложно обвинили в государственной измене и отрубили кисть правой руки. После молитвы перед иконой Богородицы отрубленная кисть приросла, в благодарность было написано песнопение «О Тебе радуется…», а к иконе Богородицы приделано серебряное изображение кисти руки, воспроизводившееся в последствии на многих списках. Икона эта получила именование «Троеручица». Память святого Русская Православная церковь отмечает 4 (17) декабря. Фундаментальный труд "Точное изложение Православной Веры" - первое систематическое изложение православного вероучения. Сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор остается основной символической книгой православия, главным источником основ христианского учения для православной Церкви. Это произведение - высказывания преподобного Иоанна, касающиеся общих положений веры, Церкви, морали и нравственности, последовательное и стройное рассмотрение учения о Боге, Троице, сотворении мира, ангелах и бесах, видимой природе и рае, о человеке, его свойствах и Божием провидении.
|